Добавлена: 21/11/2024
АКЦИЯ / Футуризм по-итальянскиРусская классическая культура в течение всего XIX века питалась со французского стола, русская бюрократия строилась и муштровалась из-под немецкой палки. Но в ХХ веке появилось нечто, впервые со времен Аристотеля Фьораванти, возведшего Успенский собор в Кремле, объединившее Россию с Италией. И это нечто - художественный авангард. Точнее - движение футуризма, буйно (в данном случае это слово как нельзя более подходит) и своеобразно расцветшее в наших странах в начале прошлого, ХХ века. Об этом мне пришлось живо вспомнить 18 июня в Пушкинском музее, на организованном итальянским культурным центром концерте футуристической музыки. Футуристическим он был не в том смысле, что роботы лабали на синтезаторах, а в том, что исполнялись фортепианные произведения 1914-1931 годов русских и итальянских композиторов, считавшихся и считавшими себя футуристами. Из русских это были хорошо мне известный по "Полутороглазому стрельцу" завсегдатай "Бродячей собаки" Артур Лурье и слышимый когда-то краем уха Александр Мосолов. Из итальянцев - семь авторов, из которых я слышал только об одном - Альберто Савиньо (Alberto Savinio), и то лишь потому, что он родной брат художника Ди Кирико.
Музыка действительно была очень необычная - ничего общего ни с томными
аморфными переливами импрессионистов a la Дебюсси, ни с пунктирными опусами
додекафонистов вроде Веберна. И очень разная. Русские композиторы своими
рассудочными, сухими и агрессивными пьесами напомнили... Чехова. Это может
показаться немного странно - где деликатнейший Чехов с бородкой и пенсне, а где
эти вахлаки-футуристы в желтых кофтах и с их публичными скандалами! - но
позвольте процитировать вам известный пассаж из "Ионыча" (1898):
"Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом
тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее
содрогались, она упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не
перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом;
гремело всё: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина Ивановна играла трудный
пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев,
слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё
сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться".
Или же наоборот? Страшно подумать - а вдруг эти легендарные петербургские
футуристы от музыки были на самом деле просто провинциальными вьюношами,
которым, как бедной Катеньке, негде (и не на что) было услышать в отрочестве
больших музыкантов...
Итальянцы оставили совсем другое впечатление. Они-то уж точно слышали все, что
тогда можно было услышать в Европе. Даже новейшую тогда штуковину - регтайм. И
негритянскую не пойми что - джаз. Их отзвуки явно были слышны в пьесе 1913
года Франческо Бариллы Прателлы ( Francesco Balilla Pratella). А у всех
остальных, даже в самых механистических пьесах, был еще более явственно слышен
другой отзвук - отзвук карнавала, веселья, дружеской тусовки под щедрым солнцем
и с добродушными полицейскими, готовыми смотреть сквозь пальцы на эти
карнавальные безобразия. Не чета нашим угрюмым интеллектуальцам и бдительным
городовым, чуть что готовыми "не пущать". Мне эти итальянские футуристы свой легкостью и самоиронией - при явном наличии глубины! - напомнили Сергея Курехина. Не в последнюю очередь, конечно, благодаря великолепной фортепианной технике седогривого маэстро Даниеле Ломбардии, главного в мире специалиста по футуристической музыке. Интересно, слышал ли когда-нибудь Курехин Альфредо Казеллу, Сильвио Микса, Франческо Казаволу, Альдо Джунтини? С него станется. А не слышал - так и не надо. У футуризма любой эпохи есть что-то общее. И роботы здесь ни при чем.
P.S. Да, о вообще-то концерт был по случаю открытия в ГМИИ большой выставки итальянской футуристической живописи и фотографии. Обязательно на нее схожу отдельно. P.S. Но на следующий день на "расширенный" концерт Ломбарди со струнным квартетом в Дом музыки я всё-таки не пошел. Два футуристических дня подряд - это был бы перебор. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|