Добавлена: 21/11/2024
FREE FALL / Слова и эмоции20 минут до начала концерта. В зале человек 20, разбрелись кто куда. На сцене - инструменты без музыкантов: рояль, саксофон, кларнет и контрабас. Зрители потихоньку прибывали, для них включили фоновую музыку, очень медленный и красивый джаз. Интересно было наблюдать эту картину: как музыка живёт сама по себе, среди человеческой бубнёжки, звучит, несмотря ни на что, возвышается над этим копошением. Торжество музыки - вот, что можно было наблюдать 9 сентября в Культурном центре ДОМ. К самому началу концерта зрительный зал заполнился, и аплодисменты, которыми встретили героев фри джаза, группу Free Fall, были щедрыми. Саксофонист и кларнетист Кен Вандермарк (Ken Vandermark) и контрабасист Ингебрит Хокер Флатен (Ingebrigt Haker Flaten) в этом году уже выступали в ДОМе, а для пианиста Ховарда Вийка (Havard Wiik) это был первый концерт в России. Нынешнее выступление оказалось полностью акустическим - без каких бы то ни было микрофонов и усилителей. Зритель был перед музыкой без всяких посредников. Голая музыка, ничего лишнего. Начали музыканты с композиции "Accidents With Ladders" со второго альбома "Amsterdam Funk" (2005). Вторым номером стала "E.C." с третьего и последнего на сегодняшний день альбома "The Point in a Line" (2007). Дебютный альбом группы "Furnace" (2003) представили композиции "Hopscotch" и "Half Past Soon". Слева от зрителей, за чёрным роялем, расположился самый молодой участник группы, Вийк, похожий на бездельника, который вышел из дома за пивом, а на сцену попал случайно: рыжая щетина, кепка, футболка, болтающиеся джинсы. Он - самый спокойный участник коллектива. Порою он смотрел на старания старших товарищей с хитрой улыбкой. Вийк - душа трио. Когда он вступает в игру, музыка умнеет и становится более многослойной. В центре расположился Вандермарк, самый опытный музыкант группы (кстати, совсем скоро, 22 сентября, у него день рождения, ему исполнится 44 года). Вандермарк - дух трио, мощь его музыки неудержима, особенно, когда он использует саксофон. В самые неистовые моменты Вандермарк начинал приподниматься на мысках и опускаться, приподниматься и опускаться. Это было похоже на разминку перед прыжком. Справа, в обнимку с контрабасом, играл Хокер Флатен. Это - сердце группы, её пульс, зачастую рваный, задыхающийся. Иногда он буквально сгребал струны в кулак и бил по ним с такой силой, что казалось, что даже они, толстенные, сейчас лопнут. В такие моменты его лысина наливалась кровью, а тень от головки грифа, похожая на гигантского головастика, отплясывала на стене дикие танцы. Несколько раз из его рта начинали вырываться резкие сдавленные звуки, специально или нет, но они вписывались в разогнавшуюся музыку и становились её частью. Музыканты пробежались по всем своим альбомам, показав зрителям все грани своей музыки: "Music For Clocks", "291" и "Turn{s}", одна из самых длинных и загадочных композиций группы. Последняя - это, пожалуй, квинтэссенция Free Fall, хотя словами её не выразить. Но вот Хокер Флатен тяжело и печально точит смычок о струны, вот прозрачный минимализм, в котором Вийк капает звуками, потом взрыв, вспышка, самозабвенное соло Вандермарка, музыка постоянно меняется, развивается, рождает новые образы в голове и главное - не теряет энергетики. На альбоме "Turn{s}" звучит интеллигентнее, на концерте - необычнее и сильнее. Это как с вещами. Если одну из нескольких одинаковых вещей, сделанных на конвейере, надломить, то она станет отличаться от остальных, станет индивидуальной. То же самое и со слегка надломленными концертными вариантами одних и тех же песен - меняясь в результате импровизаций, они становятся не похожими друг на друга. Как выяснилось, этой музыкой трудно насытиться, слишком уж она нестандартная, слишком уж интересно в неё вслушиваться, нащупывать нюансы. В итоге двух отделений, по 40 минут каждое, мало. Двух бисов, по 4 и 3 минуты соответственно, тоже мало. Зрители шумно аплодируют, требуя один бис за другим. Вандермарк отзывается на тёплый приём. Выходя на бис во второй раз, он произносит только одну фразу: "I'm speechless" ("У меня нет слов"). На этой последней композиции в раж входит Хокер Флатен. Он прижимает к себе контрабас, как борец прижимает противника, и начинает орудовать смычком, словно штыком. Раз, два, три - и волосы смычка превращаются в лохмотья. Вийк и Вандермарк поддерживают эту агонию. Под конец они наигрывают что-то совсем сумасбродное. После второго биса зрители встают со своих мест и аплодируют стоя, а организаторы сообщают, что музыкантам на следующий день выступать в Осло и поэтому на этом всё. После такого концерта выходишь на улицу под дождь и идёшь, совсем не чувствуя дождя. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|