Добавлена: 03/12/2024
+/- / Непростая арифметикаПриезд таких групп как Plus/Minus - событие экстраординарное даже по столичным меркам. Коллектив не слишком известный даже у себя на родине (хотя в Токио и Тайпее музыкантов принимают с распростертыми объятиями, впрочем, азиатская публика славится своей гостеприимностью), здесь и вовсе способен не собрать кворум. Так и произошло за день до московского концерта - в Петербурге на Plus/Minus пришло от силы семьдесят человек, несмотря на разогрев в виде 2H Company. Тем не менее, на подходе к клубу Bilingua наблюдался нешуточный ажиотаж. Как выяснилось чуть позже, вечеринка была приурочена к юбилею портала, посвященного такому распространенному виду спорта как йо-йоинг (хорошо, что хотя бы не фингер-борд или силовой экстрим), и на концерт собрались доблестные рыцари катушек и веревочки. Правда, как и следовало ожидать, сильно не дотягивающие до совершеннолетнего возраста. Происходящее внутри оставляло впечатление среднее между детским утренником и недавним погромом клуба Plan B. Выбор Билингвы в качестве площадки заранее вызывал опасения - если концерт не будет совсем уж камерным (а в этом не заинтересованы организаторы), то можно ожидать неоправданной давки и неадекватного звука. Так и вышло: народ ютился между расставленными столами, а стоящие рядом со сценой рисковали потерять слух. После коллективного просмотра видеоматериалов о доблести заморских и отечественных йойоеров на сцену вышла московская команда More Money. Девушка за микрофоном, молодой человек с ноутбуком, с которого шла фонограмма и дополнительные вокальные партии и бас-гитарист - похоже, что сей малозатратный "форм-фактор" входит в фавор. Видимо, из-за нехватки времени музыканты не успели как следует отчекаться и звонкие в записи поп-хиты превратились в неконтролируемый сеанс мучительного нойза. Избыток реверба вызвал эффект сравнимый с зависанием компьютера при воспроизведении короткой басовой линии - навязчивая долбежка на одной частоте корежила мелодии и не давали сосредоточиться на пении Надежды Грицкевич. Впрочем, неизвестно что наносило большее повреждение слуховому аппарату: неполадки с аппаратурой или сами композиции, спетые откровенно мимо нот. Недавнее выступление Владимира Епифанцева в клубе "Дом" показалось просто ангельским эмбиентом по сравнению с подобным аудиотеррором. Шалящий звук обратил ритмичный номер "Hate" в диковинный грайм, с бешеным перевесом басов и хрипящей бас-гитарой. Увы, в российской действительности такие эксперименты звучат хорошо только на словах. Сказалась и слабая подача коллектива: переминающаяся с ноги на ногу Надя вяло поглядывала в зал, пока Иван Калашников пытался совладать со своим макинтошем, в одночасье объявившим бунт машин. Спасти положение было под силу лишь большому хиту. Но даже во время исполнения "Scar On", неплохой композиции со всеми задатками хита, группу не оставила преступная скованность и неумение совладать с залом. Положение отягощается еще и тем, что подобный коллектив может основать любой желающий (как и происходит по всему миру), большого ума и таланта тут не требуется. Но вот только такие половинчатые решения, если за ними не стоит выдающийся сонграйтер, не могут завоевывать искренней и неподдельной любви. Удивительно, но из всех похожих "даров Аванта" лучше всего выглядеть и звучать удалось дуэту Boonikum - тоже, между нами, коллективу весьма среднему. Когда пытка поп-музыкой (или поп-музыки?) подошла к концу, многие в зале вздохнули с облегчением. Plus/Minus появились на сцене скромно, как и подобает их положению, но начали так сноровисто и споро, что в зале на некоторое время даже установилась относительная тишина. В качестве зачина музыканты выбрали "Tired Eyes" - номер с последней пластинки, а затем легко перешли к материалу архивному - "Leap Year", песне, никогда не выходившей синглом и не имеющей даже визуальной реинкарнации, хотя клипов в истории Plus/Minis неожиданно много. Еще бы! Ведь вокалист группы, Джеймс Бэлэйут (James Baluyut) и барабанщик Крис Динер (Chris Deaner), как и полагается музыкантам из оранжереи хипстеров, Бруклина, работают в индустрии независимого кинематографа. И все равно, прозвучала "Leap Year" так сильно и резко, что сомнений в том, что музыканты справятся с ворохом организационных проблем, не осталось. Банальная максима, что музыка сильнее всех неурядиц, в данной ситуации оказалась спасительной. Играют Plus/Minus по беспроигрышной схеме "all killer, no filler", или, по-нашему, "без бот- - только удачные вещи. Композиционно все песни Plus/Minus схожи друг с другом: длинные тихие отыгрыши, построенные на необычных размерах, сопровождающиеся тоскливыми ламентациями Бэлэйута, внезапно оборачиваются медью звенящей и кимвалом звучащим - струны на разрыв, эмоции нараспашку, дым к потолку. Драматизм Plus/Minus не перехлестывает через край, даже в самые острые моменты они остаются собой и не пытаются казаться чем-то большим. На редкость уютная и гармоничная музыка не лишенная трагичности, но быстро оправляющаяся от любых мелодических потрясений.
В столице Plus/Minus зазвучали непривычно громко (что доставляло даже некоторые
неудобства, так как отступать от гремящего в ушах звука было некуда) и с
неожиданным драйвом - даже еле теплые в оригинале песни вроде
"Snowblind", "Unsung и This Is All I Have Left" в концертном виде
превратились в мощные, полнокровные боевики. В перерывах между песнями
музыканты много общались с не слишком отзывчивой публикой. Особенно отличился
гастрольный басист группы, Тони Занелла (Tony Zanella), выдававший целые
фразы на русском: "Спасибо, всем кто пришел, мы очень рады вам, нам нравится
Москва, надеюсь, вам понравится наша музыка". Мы были уже готовы дать ему
первое место в рейтинге самых способных к восприятию языка музыкантов, потеснив
Autolux и iLiKETRAiNS, как выяснилось, что четырнадцать лет назад
Тони жил в России. Впрочем, в белой водолазке и забавной шапочке Тони и
выглядел как среднестатистический Иван Петрович, но когда дело доходило до
управления инструментом, то тут на Среднерусской Возвышенности сложно подобрать
альтернативу его технике и изобретательности. Когда смотришь на Plus/Minus со
стороны, кажется, что музыканты вытягивают песни за счет своей бешеной энергии,
но стоит внимательнее присмотреться и можно заметить насколько выверен у группы
каждый номер. Электронный бит тесно сплетается с рваными риффами, любой выкрик
ложится точно под избиение ударных - механизм Plus/Minus начищен до блеска
многочисленными концертами. Выступление в Билингве было завершающим в
европейском туре команды, и тем обиднее было за столичную публику. Малолетние
адепты йойоинга порядком подустали от самих себя к середине выступления
американских гостей и стали скандировать совершенно отстраненные от тематики
концерта речевки вроде "Oi, Oi, Oi!" и "Обама, Обама, Обама!".
Порой гул и гомон перекрывал даже не тихую по меркам Билингвы музацию самих
Plus/Minus, откровенно недоумевающих от того, что происходит. Чтобы потрафить
разошедшимся "спортсменам" музыканты исполнили песню "Yo Yo Yo",
оказавшуюся далеко от ожиданий зрителей пошедших на поводу у энергичного
названия. За ним скрывалась нежнейшая баллада, с мягкими гитарными переборами и
сентиментальной лирикой, которая вряд ли утолила жажду разнузданных школьников.
К сожалению, до Москвы не добрался еще один участник группы - Патрик Рамос
(Patrick Ramos), но, честно говоря, вряд ли кто-то заметил потерю бойца.
Отдельно хочется отметить виртуозность ударника - Криса Динера, давшего за
полтора часа до начала выступления Plus/Minus потрясающее шоу барабанщиков в
Доме, в рамках дуэта Loudest Boom Bah Yeah.
Что тут сказать? Похоже, что основной потребностью отечественной инди-сцены
является ничем неоправданное существование - быть, чтобы быть. Весьма
сомнительный почин, и еще более странная аргументация, когда дело доходит до
исправления многочисленных недостатков - "не загубите росток". Странно, что,
несмотря на многолетнюю историю движения, подавляющее большинство российских
представителей не научилось ничему кроме ношения дорогих шмоток и эффектного
прожигания времени. Иностранные коллеги (и в самых своих безвестных вариантах)
напоминают обедневших, но статных аристократических родственников местных
люмпен-пролетариев - даже в самые трудные моменты им хватает и спокойствия и
выдержки. То, с каким благородством и красотой Plus/Minus сумели выступить в
самых неприспособленных для этого условиях, только укрепляет в этой вере. Не
говоря о том, насколько пагубно копирование тенденций, можно заметить, что хуже
этого может быть только копирование бездумное и неряшливое. Увы, в нашем случае
независимая музыка, эта пока лишь та, от которой ничто не зависит. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|