Добавлена: 21/11/2024
SHPONGLE / Мороз и солнцеС концертом Shpongle с самого начала всё шло наперекосяк - не внушало доверия место проведения (павильон "Арсенал" расположился минутах в двадцати пяти от ближайшей станции метро), не было ничего, похожего на расписание выступлений, с автобусами от метро, информация о которых проскочила в жж-комьюнити ru_shpongle, тоже была полная неразбериха. В результате, решив подстраховаться, наша тёплая компания прибыла к "Арсеналу" чуть позже половины одиннадцатого. Ходынское поле встретило нас любительскими фейерверками, видом на небоскребы, а также привычным московским холодом и ветром. Из павильона изогнутым хвостом высовывалась очередь. Факт малоприятный, но не шокирующий - случалось стоять на входе -Б1", -Б2" и даже -Икру". Однако у очереди была одна проблемная особенность - она не двигалась. Точнее двигалась, но проходила примерно метр в пять минут. Чудесные организаторы не придумали ничего лучше, чем сделать на площадке вместимостью в несколько тысяч человек всего два входа, один из которых предназначался важным персонам. Там тоже царило оживление, из двери то и дело высовывался мужик и с тоской взывал в толпу: "Маруся! Маруся!". Маруся не отзывалась. Толпа медленно втискивалась в единственный проход, в котором стояла пара бравых охранников, ретиво исполнявших служебный долг и залезавших в каждое отделение сумок, сумочек и прочих ёмкостей. Тот факт, что несколько тысяч людей устроители мероприятия вознамерились профильтровать одним единственным металлоискателем, тоже вызывал недоумение. В результате, простояв где-то час двадцать, наша компания оказалась на финишной прямой, точнее кривой. Веселье, запаса которого хватило где-то на час, иссякло, руки и ноги уже слушались с трудом, а из шатра стали доноситься громоподобные ударные. Концерт начался. Мы начали всерьез рассматривать идею бросить всё и уехать домой, но подумать легче, чем осуществить - из уплотнившейся толпы вылезти было не так и просто. Оставалось довериться судьбе и с ужасом гадать, что же творится внутри при такой-то давке на входе. Минут через пятнадцать нас, наконец, внесли внутрь, а сзади оставался хвост длиной метров в сто - при таком темпе входа последние зрители попадали внутрь еще часа через два. Следующей преградой оказался гардероб - к счастью там поток был распараллелен, но это ничуть не спасало. Юноши обслуживали примерно одного клиента в минуту, путали номерки, да и вообще вели себя так, будто занимаются такой работой впервые. За гардеробом ютился лоток с мёрчандайзингом, торговавший в частности майками "Shpongle, Moscow 2008" - очень хотелось добавить: "I survived". Как бы то ни было, опоздав песни на две, наш десант, наконец, пробрался в зал, где происходило действо. И, о чудо! Внутри было свободно - народу собралось меньше, чем на средний концерт в Б1. И эту кучку добрых трансеров вы впускали два часа?! Самое удивительное было в том, что мы, оказывается, попали не в самый адский поток - люди, пришедшие перед нами, имели удовольствие протусоваться на морозе чуть ли не три часа. Единственное, что можно сказать по этому поводу организовавшей концерт компании "РПЦ Август" (режиссерско-продюсерский центр, а не то, что вы подумали), это "не умеешь - не берись". То, что организаторам такое сходит с рук, можно списать разве что на мирный нрав приверженцев транс-культуры. Думается, если бы вместо Шпонгла здесь играли Sex Pistols, павильон бы просто снесли, а окажись на их месте Посфорда (Simon Posford) Серж Танкян (Serj Tankian), трупы организаторов еще год обнаруживались бы в случайных местах с множественными ножевыми ранениями. Внутри, однако, было хорошо. Тряпочные стены шатра гасили волны, поэтому звуковая картинка в зале была близкой к идеалу - никакого эха, никакого резонанса. На огромной сцене расположился цветастый биг-бенд, а по бокам от неё висели круглые видео экраны, куда транслировалась нарезка из заранее заготовленного арта и живых съемок со сцены. По масштабу действо напоминало скорее не концерт группы "клубного" масштаба, а стадионное шоу с костюмами и декорациями. Самый, пожалуй, колоритный персонаж - Раджа Рам, седовласый усатый джентльмен в цилиндре и красном камзоле. Рам немного разговаривает с публикой в паузах, бормочет в микрофон во время песен, ну и конечно играет на флейте - то на вполне привычной, то на какой-то экотической, синего цвета и с множеством ручек, этот девайс напоминает неведомое морское существо. Рам колдует у левого края сцены, за ним расположилась ритм-секция, а в центре разумеется Саймон Посфорд, худрук и идейный вдохновитель Shpongle и еще трех десятков проектов. Саймон тоже наряжен по последней моде - на голове у него странная конструкция из перьев, но в этническом антураже всё это смотрится более чем уместно. Саймон в основном играет на гитаре (надо же!), но нередко подходит к столу с железками, чтобы покрутить ручки. Правый край отдан вокалистам и танцорам. Две певицы в вычурных костюмах поют иногда вместе, иногда по очереди, а время от времени к ним присоединяется мощная подтанцовка. Треки с вокалом чем-то напоминают Delerium, но не то недоразумение, каким он был на концерте, а студийные записи. Перед нами тот самый вариант концерта, когда есть и что послушать, и на что посмотреть. Давки в зале нет совсем, да и трансеры - люди исключительно милые и приветливые, так что подойти поближе и рассмотреть всё в деталях не составляет никакого труда. Вообще, к чести московской транс-тусовки надо сказать, что десять лет скитаний по лесам не прошли даром - ни привычного по рок-концертам пивного быдла, ни "гламурных подонков" с танцевальных вечеринок. Полное ощущение, что попал на Вудсток в окружение хипповской коммуны. Сетлист состоит из вещей со второго и третьего альбомов примерно в равных пропорциях, но банда радует и новыми треками - их за концерт сыграли штуки четыре. Оценить их по живому исполнению сложно, это все-таки не поп-хиты, чтобы врубаться в них с первого раза. Ясно, что материал по-прежнему очень фольклорно-этнический, может в еще большей степени, чем старый, к тому же в новых треках много вокала. Пока все смотрят на костюмированное действо, я с восхищением рассматриваю музыкантов. Слева, за Рамом, сидят басист (интеллигентного вида человек в очках), еще один гитарист, а также два ударника. Перкуссионист обвешан звенящими, шуршащими и стучащими предметами буквально с ног до головы, жалко что сидит так далеко. А чуть правее, за барабанами, наш старый знакомый Энди Гангадин (Andy Gangadeen). Гангадин это что-то вроде британского Ледовского, вездесущего ударника Silence Kit - играет чуть ли не в двадцати группах, и везде чертовски хорош. В Москву он уже несколько раз приезжал в составе электронного импровиз-бэнда The Bays, а также в разное время играл с Massive Attack, Incognito, Beck, M People и так далее. Именно барабаны с перкуссией, а также живая гитара, которая иногда играет партии, которые в записи были электроникой, сильнее всего меняют живые аранжировки по отношению к студийным. Притом, что весь материал исполняется строго как в записи (большая часть музыкантов играет по нотам), живой звук придаёт драйва и масштабности. С электроникой тоже всё серьезно - за Посфордом и его неопознанными "крутилками" расположился еще один клавишник. Перед ним SH-101, огромный пульт и что-то большое, видимо какая-то рабочая станция, из зала не разглядишь. А справа от него прячется виолончелист. Удивительно, что каждого из музыкантов отчетливо слышно - звукорежиссура сегодня в порядке. Для полного состава не хватает разве что труб - их секция все-таки идёт с "минуса". В середине концерта - заход по хитам. "Star Shpongled Banner" (особенно красиво звучит момент, где Посфорд крутит фильтры на трансовом арпеджио), "My Head Feels Like A Frisbee" (тут в какой-то момент ритм-секция выдает форменного "Personal Jesus"-а), "When Shall I Be Free" (world fusion с певицами во всей невозможной красе), ну и конечно "Stamen of the Shaman" - разухабистый даб с дудками. Из первого альбома играют всего одну вещь (а жаль), но зато какую - "Divine Moments of Truth"! Гимн расширению создания павильон "Арсенал" поёт хором: "Ди-эм-ти-ди-эм-ти, эл-эс-ди-эл-эс-ди, ду-ди-ду-ди-ду-ди". В аранжировке особенно хорошо звучат эйсидные секвенции - слышно что они идут с настоящей "железки". Единственное, что коробит - попытки Раджа Рама изображать вокодерное пение. А дальше все уходят со сцены, и в зал льётся искаженный голос, рассказывающий запутанную телегу про родственников, кто-то из которых был хозяином цирка. Пока мы раздумываем, конец ли это, на сцене появляется одинокий человек с инструментом, похожим не то на казан для плова, не то на летающую тарелку. Да это же hang drum! На такой штуке играет уличный музыкант в барселонском квартале Баррио Готико, где этот дядька уже стал местной звездой. Звук у этой штуки необычный - этакий мягкий звон с "песочком", для электроники лучше не придумаешь. Человеку с хангом подыгрывает виолончелист и это, скажу я вам, самая красивая вещь сегодняшнего концерта. Очень похоже, что четвертый альбом будет начинаться именно с неё, и уже одно это заставляет ждать эту пластинку с нетерпением. А потом вся группа возвращается, чтобы исполнить уже финальный блок, главным и последним аккордом которого становится исполнение "Around The World In A Tea Daze". Тут весь Шпонгл словно собран в одном треке - индийская тематика, женский вокал, электроника, вокодеры и ломаные ритмы, в конце концов разгоняющиеся в трансовое рубилово. В общем, сам концерт вышел просто безупречным - музыка, звук, исполнение, сценическая постановка, даже публика - всё было прекрасно. Но то скотство на входе, которое этому действу предшествовало, было способно перечеркнуть всё удовольствие. Не будем забывать о том, что несколько сот человек попало туда от силы к середине концерта, а часть и вовсе отправилась домой не солоно хлебавши, не только не получив компенсации моральных затрат, но и не вернув даже денег за билеты. Нет, пока организаторы так относятся к публике, разговоры о том, что "мы приближаемся к Европе" не имеют под собой никакой почвы. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|