Добавлена: 21/11/2024
KING CRIMSON / Рок без короля4,5 часа музыки. Обмороки в танцевальном партере. Зрители, от усталости покидавшие зал до завершения концерта. После окончания концерта один из организаторов, небезызвестный Александр Чепарухин, обратится к оставшимся зрителям: 'Надеюсь, вы ещё успеете на метро'. King Crimson Festival был долгим, изматывающим, насыщенным и закончился около часа ночи, а начиналось всё так спокойно... Примерно в 20:15 на сцене Б1 появился человек, одетый во всё чёрное, в котором далеко не все зрители узнали гитариста Юрия Матвеева, бывшего участника этно-фьюжн дуэта "Белый Острог". Впрочем, Юрия обычно легко узнать по бейсболке (так же, как духовой музыкант Сергей Клевенский обычно опознаётся по неизменной бандане). Пока толпа потенциальных зрителей медленно прибывала в клуб, уже прибывших людей нужно было как-то развлечь, чем Юрий и занялся. Для начала он поведал, что King Crimson будет, но потом, а сейчас начнётся его персональный сет длительностью 40 минут (вздохи отчаяния в зрительном зале). Свою первую композицию он посвятил победам футбольного клуба 'Зенит' на международной арене. Правда, футбол и King Crimson - вещи явно не совместимые, поэтому зал заворчал. Юрий действительно играл минут 40. Однако быстрые пассажи на электроакустической гитаре без скрипки Артёма Якушенко (второго участника распавшегося "Белого острога") звучали сиротливо, несмотря на виртуозность и экспрессию. На фестивале имени King Crimson не требуется музыка, которую нужно слушать, тут необходима музыка, в которую нужно вслушиваться. Идеальным вариантом здесь был бы сам Роберт Фрипп (Robert Fripp) и его волшебный гитарный эмбиент, но, по словам Чепарухина, Фрипп в последнее время не хочет выступать в Европе, сосредоточившись на концертах в США. Впрочем, Матвеев делал всё, что мог: много общался с залом, а в один момент объявил "Хотите я сыграю вам на пианино? На пианино я играть не умею, но люблю!" И заставил свою гитару звучать так, как звучат клавиши. В итоге вышло что-то угрюмое и истеричное. Обычно клавиши так звучат у мрачных камерных авант-проговых групп. После разогрева фестиваль открылся по-настоящему. Первыми на сцену вышли музыканты финско-американского проекта KTU. Это финский аккордеонист Киммо Похьонен (Kimmo Pohjonen) и два участника King Crimson, нынешний и бывший: барабанщик Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto) и 'басист' Трей Ганн (Trey Gunn), играющий на инструменте под названием 'ворр гитар', с виду напоминающем смесь гитары и стика. К сожалению, в прошлом году группу покинул финн Самули Косминен (Samuli Kosminen), известный также по работе с исландской группой mum. В KTU Косминен отвечал за электронное сэмплирование и добавлял звучанию шуршащей загадочности. Похоже, без Косминена KTU стали двигаться в сторону экспрессии, что в концертном отношении не делает группу хуже. Группа сделала шаг от вкрадчивого авангарда к мощному прогрессивному року. Те же, кому ближе прежний KTU, таинственный и менее прямолинейный, всегда могут вернуться к альбому "8 Armed Monkey" (2005), который рассчитан на многократное прослушивание. Похьонен, как всегда, играл с закрытыми глазами, пел голосом болотного туземца и шатался по сцене, как пьяный медведь (на январском концерте в Икре Похьонен таким образом чуть со сцены не свалился). Если какой музыкант и похож на бочку с порохом, то это Киммо. В целом, этот проект был встречен публикой хорошо, а один из зрителей после каждой композиции настойчиво орал "Ещё парочку!". Даже когда музыканты ушли со сцены он не смог угомониться. Впрочем, на бис они выйти не поленились. Их выступление длилось не меньше часа и представляло собой полноценный концерт, который вполне мог состояться отдельно, например, в той же Икре. Особенностью этого отрезка фестиваля стало использование саунд дизайна, за который отвечал специальный финский звукорежиссёр. Так, в какой-то момент настороженно-скрипящие звуки KTU стали лететь не только со стороны сцены, но и подкрадываться к зрителям сзади. Многие в зале удивлённо завертели головами.
После будоражащего сета KTU наступило затишье. На сцену вернулся Чепарухин и
объявил, что теперь будет выступать Эдди Джобсон (Eddie Jobson),
клавишник и скрипач, известный, в частности, по работе с супергруппой конца
70-х UK. В которой, кстати, играли два музыканты King Crimson разных лет:
басист Джон Уэттон (John Wetton) и барабанщик Билл Бруфорд (Bill
Bruford). Пикантность нынешней ситуации заключалась в том, что Джобсон не
играл на сцене аж 27 лет. Возвращение музыканта на сцену состоялось 30 августа
этого года на международном музыкальном фестивале 'Сотворение мира' в Казани, а
на московский King Crimson Festival пришлась ещё одна попытка маэстро. Очень
хотелось, чтобы в тот вечер Джобсон сыграл вместе с недавно возрождённой
группой UK (теперь она называется UKZ), но этого не произошло. Однако Чепарухин
обещал в скором времени привезти в Россию этот международный проект, в котором
теперь участвует и Трей Ганн. Ждём. Причём, длительный перерыв в концертной и
альбомной деятельности сказался на известности артиста - в зале нашлись люди,
которые перепутали Джобсона с чернокожим помощником Адриана Белью (Adrian
Belew).
Следующим номером было долгожданное Adrian Belew Power Trio, проект
Адриана Белью. Играют с Белью совсем молодые симпатичные американские ребята:
двадцатиоднолетний барабанщик Эрик Слик (Eric Slick) и его
двадцатидвухлетняя сестра, басистка Джулия Слик (Julie Slick). Белью
весело прокричал в микрофон "Привет!", из зала ему ответили "Давай,
родной!", и понеслась бодрая "Writing On The Wall" с сольного
альбома Адриана "Side One" (2005), чья фанковая прыгучесть не хуже, чем
у Primus в прекрасной "To Defy The Laws Of Tradition". Эту песню
не смог испортить даже поначалу плохой звук, с утонувшим басом и вокалом. Далее
поклонников сольного творчества Белью порадовали ещё одной ошпаренной фанковой
композицией "Ampersand". Здесь Джулии пришлось постараться, чтобы не
ударить в грязь лицом, так как в оригинальном студийном варианте басовые партии
этих композиций исполнял один из лучших басистов мира Лес Клейпул (Les Claypool).
Гвоздём всей программы стал особый состав, который исполнил несколько песен
King Crimson. Тут на сцену вернулись все участники Adrian Belew Power Trio, Пэт
Мастелотто и долгожданный Тони Левин (Toni Levin). Над последним
некоторые зрители шутили, переговариваясь: "О, Розембаум вышел!".
Впрочем, внешнее сходство действительно есть. Левин, как обычно, менял
инструменты, играл и на стике, и на басу, в том числе использовал для
звукоизвлечения своё фирменное изобретение - фанк фингерс (это когда на
указательный и средний пальцы правой руки надеваются две небольшие палочки и
используются вместо медиатора). Разнообразило звучание этого состава и
появление Эдди Джобсона, который после первой песни заменил на сцене Джулию
Слик. Этот состав и стал окончательным, и самым звёздным в этот вечер.
Фактически это была супергруппа. Супергруппа на полчаса. Когда ещё можно будет
услышать такой состав? Кульминацией концерта можно считать легендарную
"Red" с одноимённого альбома. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|