Добавлена: 21/11/2024
КОНКУРС / Дело молодоеКак по мне, музыкальные конкурсы - это дело бесполезное. По крайней мере, в тех жанрах, в которых не существует критерие-лучше-хуже", "быстрее-медленней", "громче-тише". Я говорю о конкурсах импровизационной музыки. Ежели академисты еще худо-бедно могут определить самого тонкого и глубокомысленного виртуоза, а любители гитарных запилов - самого скоростного и при этом не-нудного грифомана, то в джазе, фьюжне, world-music и contemporary определять "самого крутого" не то, чтобы трудно, а - бессмысленно. Ну как, допустим, можно сравнивать Кассандру Уилсон (Сassandra Wilson), Виктора Вутна (Victor Wooten) и, скажем, Жана-Люка Понти (Jean-Luc Рonty)? Как можно выбрать, что лучше - по словам главреда журнала "Джаз.Ру" Кирилла Мошкова - "закаты, бегать или морковь?" Забегая вперед, отметим, что именно таким сравнением и занималось жюри, работавшее в финале конкурса крупнейшего российского джазового фестиваля "Усадьба.Джаз". Ну, а на самом деле, причин к тому, чтобы устраивать масштабные и престижные конкурсы молодых исполнителей, предостаточно. Особенно джазовые: не секрет, что слово "джаз" встречается на страницах СМИ куда реже, чем названия любых других музыкальных жанров. Уж не говоря о том, насколько редко это слово звучит из экранов ТВ и радиоприемников. Поэтому любой информационный повод бывает полезен для того, чтобы привлечь к джазовой культуре внимание. Наш же народ хлебом не корми, - дай посмотреть на то, как люди из кожи вон лезут, чтобы выиграть какой-нибудь приз. Это же как в спорте: и поболеть за понравившегося кандидата можно, и прогнозы построить, и "судей на мыло!" покричать, и даже иногда удовольствие от музыки получить. Да и для молодых никому не известных музыкантов участие в хорошем конкурсе бывает куда полезней, чем выступление, скажем, в клубе: тут на тебя и медийные бонзы посмотрят, и зрители внимание обратят, и организаторы фестиваля могут глаз положить на предмет букинга на следующий год. И звание лауреата, опять же, могут дать. Словом, джазовый конкурс в условиях существования собственно джаза в нашей стране - предприятие чрезвычайно полезное и занятное. А насколько корректным получаются его результаты, зависит от того, насколько корректны прописаны его правила.
Правила конкурса "Усадьба.Джаз" были составлены
достойно. Участник конкурса
должен был оставить всего одну заявку в виде аудиотрека или ссылки на
видеоролик на сайте фестиваля. Причем в соответствующей его творчеству стилевой
категории -
Найдите 10 отличий, что называется, и попробуйте правильно загрузить свой трек, исполненный в стиле джаз-рок, ага. Ну да ничего. Конкурсанты справились со злобной админкой, модераторы конкурса переправляли треки в нужную категорию и на первом этапе все прошло относительно безболезненно. Из примерно 560 заявок для участия во втором туре была оставлена половина (на стадии премодерации выбыли откровенно попсовые, ресторанно-свадебные, сомнительные треки), и понеслась. За композиции на сайте фестиваля начали голосовать посетители. Продолжалось это "безобразие" с начала апреля по конец мая. У некоторых музыкантов нашлись фанаты-хакеры; чересчур продвинутые меломаны немедленно накрутили своим любимцам рейтинги, конкуренты тут же возбудились, - словом, конкурс проходил в нормальном режиме. Модераторы время от времени напоминали, что результатом голосования станет не абсолютное число баллов, а рейтинг, полученный делением общего балла на количество проголосовавших; хакеры понаставили конкурентам любимцев единиц и на этом успокоились. В конечном итоге обладателя приза зрительских симпатий высчитывали посредством сравнения каких-то загадочных кривых, гипербол-синусоид-гауссиан и прочих технических моделей. Забегая, опять же, вперед, скажу, что финалиста по версии зрителя вычислили вполне адекватно. Ближе к развязке оргкомитет фестиваля и независимые наблюдатели, отслушавшие все 250 с лишним конкурсных треков, составили шорт-лист. Его прослушала дюжина экспертов (украинские, российские, армянские и литовские продюсеры, журналисты, музыканты и критики). Причем все эти достойные люди слушали заявки в слепом режиме, не зная, кого именно они оценивают. Каждому треку был выставлен балл (от -2 до +2); каждому баллу дан комментарий (эти комментарии конкурсанты при желании могли получить по e-mail). Словом, конкурсные композиции прошли через многомерное и достаточно объективное сито. В результате этого просеивания в финал прошло 5 финалистов. Это авангардист Павел Аракелян и The Outsiders (Минск, Беларусь), мейнстримовое трио Алексея Иванникова (Москва), этно-джазовые Katuner (Ереван, Армения), мейнстримовый Ансамбль Натальи Блиновой (Москва), и джаз-роковое трио Алима Настаева (Москва). Кроме того, организаторы фестиваля весьма прониклись музыкой дуэта Happy55 (Воронеж), и Ансамбля Гульнары Аскаровой (Москва). Эти ребята не набрали достаточного количества баллов, но по воле устроителей "Усадьбы", просто захотевшей дать музыкантам еще один шанс, прошли в финал. Как человек, непосредственно принимавший участие в отборе финалистов конкурса, могу со всей ответственностью заявить следующие вещи. Первое. Лоббирования и протаскивания "своих" на конкурсе не было. Второе. В финал прошли действительно очень сильные музыканты. Финальный концерт, состоявшийся 12 июня на площадке "Аристократ" (Парадный двор усдаьбы Юсупова) и собравший полный зал, вышел, пожалуй, даже более впечатляющим, чем иные основные фестивальные дни прошлых лет. В череде выступавших не было ни одного слабого звена; на сцене действительно собрался цвет джазовой и околоджазовой молодежи СНГ. Умопомрачительные ереванцы Кatuner, (кстати, в последний раз принимавшие участие в молодежном конкурсе из-за опасной близости к верхнему порогу возрастного ценза в 35 лет) создали эффект присутствия на сцене легендарного Armenian Navy Band (в составе которого они, собственно, и играют!); минский саксофонист Паша Аракелян со товарищи извергал такие потоки экспрессии, что стал откровением даже для великого и ужасного промоутера Александра Чепарухина; Наталья Блинова с коллегами создавала сложные многочастные структуры, Алим Настаев и его трио демонстрировали профессионализм далеко не молодежного уровня; в обсуждении выступления жюри назвало Алексея Иванникова музыкантом мирового уровня, а минималисты Happy 55 и вовсе стали сенсацией вечера. В результате всем сестрам жюри раздало по серьгам. Кому досталось по 2.500 у.е., кого пригласили выступать в следующем году, кого послали туристами на парижский фестиваль, а кому дали выпустить альбом на хорошем лейбле. Все промежуточные и финальные рейтинги, включая распределение призов, можно посмотреть в специальном блоге конкурса. Но смысл произошедшего даже не в том, что 6-7 коллективов из России и близлежащих стран разъехались счастливые. А смысл в том, что даже те участники конкурса, кто не прошел в финал (и даже в шорт-лист!), остались довольными. Те, кто, собственно говоря, должен был быть страшно обижен, уверяли, что счастливы были участвовать в затее. Что треки, размещенные на странице конкурса, - это "выставка достижений молодого околоджазового поколения": "Да на эту страницу любой продюсер может зайти и выбрать, что ему по вкусу. По отдельным страницам MySpace не всякий станет ходить, а здесь все сконцентрировано в одном месте". Можете себе представить: конкурсанты, которым эксперты вовсю ставили минус единицы и минус двойки, говорили за это "Спасибо": потому что каждая оценка от эксперта сопровождалась его же комментарием, объяснявшим, что вызвало такую реакцию, над чем бы стоило поработать и т.п. "Нашу музыку еще никто никогда не анализировал! Спасибо!". Думается, такая отдача со стороны музыкантов и зрителей - хорошая награда за бессонные ночи организаторов и серьезные инвестиции в пока не освоенное дело. Полтыщи заявок и финальный концерт, после которого даже выступление Чарли Хантера (Charlie Hunter) на первых порах казалось скучноватым - это очень, очень высокая планка. Это заявка на то, чтобы этот конкурс стал одним из самых вожделенных для любого молодого исполнителя джаза. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|