Добавлена: 21/11/2024
e.s.t. / Friday WonderlandВ минувшую пятницу, 30 мая, в концертном зале им. П. И. Чайковского выступили Esbjorn Svensson Trio - по мнению многих критиков, самый инновационный и необычный джазовый коллектив современности. Эта оценка, широко растиражированная в столичных средствах массовой информации (в том числе на рекламных баннерах в Живом Журнале, рекомендовавших их как "лучшее джазовое трио Европы"), сделала свое дело, и к началу концерта огромный зал был заполнен почти наполовину, несмотря на довольно высокую стоимость билетов - от 1200 рублей и выше. Тем не менее свободные места были во всех частях зала, что дало возможность иным слушателям (в частности, мне) перемещаться с места на место, наблюдая концерт с разных ракурсов. Тот факт, что выступление E. S. T. будет существенно отличаться от концерта "стандартного" джазового трио, был очевиден даже для человека, ранее не знакомого с музыкой коллектива, при внимательном взгляде на сцену: на корпусе рояля располагалось некое устройство, при ближайшем рассмотрении оказавшееся гитарным (!) процессором Line 6 POD, контрабас подзвучивался через басовый кабинет Hartke (при этом звук тоже проходил через несколько "примочек"), рядом с ударной установкой располагалась стойка с перкуссией (разноразмерные гонги, караталы и пр.). Над сценой висели клубы дыма - фирменная "фишка" трио, использующего в своих концертах дымовую машину, цветное освещение и видеоарт. Здесь следует заметить, что E. S. T. выступают не только и даже не столько в академической обстановке, сколько в крупных клубах и концертных залах, предназначенных в основном для рок-концертов, перед аудиторией гораздо более широкой (и в массе своей - более молодой), чем большинство современных джазовых коллективов. Основную массу публики, пришедшей на московский концерт, составляли люди, далеко не вчера узнавшие о существовании коллектива; присутствовали, конечно, и постоянные посетители концертов в зале им. Чайковского (в основном преклонного возраста), и зрители, "клюнувшие" на рекламу в журналах и Интернете. До начала концерта, задержавшегося по сравнению с объявленным временем где-то на полчаса, зрители начинали аплодировать несколько раз; чувствовалось явное нетерпение и желание поскорее увидеть "звезд" - обстановка, опять же, необычная для академического джазового концерта. Люди, вышедшие на сцену, действительно выглядели скорее как рок-музыканты: так, сам пианист Эсбьорн Свенссон (Esbjorn Svensson), бритый наголо (как и контрабасист), был одет в полосатую майку, джинсы и кроссовки. Сдержанно кивнув залу, он открыл концерт продолжительной соло-импровизацией на рояле, постепенно переросшей в первую композицию. Времени на то, чтобы "разогреться", музыкантам почти не потребовалось - они сразу же начали играть с такой отдачей, что ввели зал в некоторый ступор. Композиции перетекали одна в другую посредством фортепианных или басовых интерлюдий, поэтому первые полчаса зал молча слушал, чтобы после взорваться восторженной овацией. После этого вступительного medley, в ходе которого звучали, в частности, такие вещи, как "The Unstable Table & The Infamous Fable" и "Eighthundred Streets by Feet", Эсбьорн Свенссон представил участников своего коллектива - Магнуса Острома (Magnus Ostro, mударные), Дана Берглунда (Dan Berglund, контрабас) и Аке Линтона (Ake Linton) - четвертого незримого участника ансамбля, который, находясь под самым потолком зала в звукорежиссерской рубке, управлял звуком, светом и видео. О последнем следует сказать особо: на огромный драпированный задник сцены проецировались в реальном времени сменяющие друг друга изображения рук музыкантов, которые снимали в процессе концерта несколько установленных в разных частях сцены, но незаметных из зала камер; при этом видеопоток искажался с помощью различных эффектов, и получался уникальный видео-арт. Кроме того, постоянно изменялось освещение сцены, продолжала работать дымовая машина - визуальное оформление концерта было на высоте, при этом не отвлекая от восприятия самой музыки (впрочем, в первом ряду запах дыма ощущался довольно сильно, удивительно, как участники трио постоянно играют в такой удушающей атмосфере). Основную часть программы концерта составили вещи с альбома "Tuesday Wonderland" (2006). В живом исполнении звучащие часто совершенно по-иному, дополненные импровизационными вставками, они вызывали у публики крайне восторженную реакцию; вообще, зал аплодировал везде, где только можно (и порой даже там, где не стоило бы - в середине или самом начале композиций; однако это, похоже, не очень отвлекало музыкантов). За почти полтора часа выступления трио Эсбьорна Свенссона, который нависал над роялем так, как будто собирался в него нырнуть, избороздило множество музыкальных пространств - от холодного нуара в духе трио Билла Эванса до фри-джаза, с заходом в джаз-рок и даже нойз - однако шумы, которые извлекались из рояля и контрабаса посредством процессоров и примочек, не выходили на передний план, лишь оттеняя чистое мастерство музыкантов, которым каждый из них успел блеснуть в ходе своих соло. Меня особенно поразил контрабасист Дан Берглунд, который, пока Свенссон, поднявшийся от рояля, непринужденно разминал руки-ноги возле края сцены, постепенно перевел коду лиричной "Goldhearted Miner" в высокоскоростной бибоп. Впрочем, именно с контрабасом был связан один из недостатков концерта - к сожалению, в самые драматичные (и громкие) моменты выступления бас "тонул" и его было слышно как следует только в первых 6-7 рядах. К завершению концерта публики в зале оставалось немного меньше, чем было в начале вечера - иные зрители уходили в процессе выступления, и еще какая-то часть с явным облегчением поспешила на выход после того, как музыканты в первый раз покинули сцену - все-таки далеко не все зрители были готовы к музыке E. S. T., захватывающей, но далеко не самой простой для восприятия. Однако они были в меньшинстве; большинство же устроило уверенную и долгую (на несколько минут!) овацию, после которой трио вновь появилось на сцене и на "бис" исполнило "Goldwrap" (прекрасное видео на эту вещь легко найти в сети) и "Sipping On The Solid Ground" - две хорошо узнаваемые и мелодичные вещи, завершающие альбом "Tuesday Wonderland" и завершившие этот великолепный концерт, под конец которого публика аплодировала стоя. Источник: Звуки.Ру Другие Музыкальные Новости:
|