Добавлена: 23/11/2024
ОБЩЕЖИТИЕ / Ужас ночи
В июне московская группа ОбщежитиЕ
презентует свой дебютный альбом "Я
проснулась", который писался два года. 9 мая они вывесили один из двух
дисков, большая часть материала с которого появлялась ранее в виде сингла
"Все в порядок", на официальном сайте
группы для свободного скачивания. Еще совсем недавно они существовали в
абсолютной информационной пустоте - теперь же их нелегкой музыкой интересуются
все больше и больше людей. Звуки.Ru пожаловали к Общежитию на концерт в
"Живом Уголке", приуроченный ко дню рождения одного из музыкантов группы
Сергея Разводова и поговорили с вокалистом Юрием Высоковым и
бас-гитаристом Дмитрием Меркуловым о выходящем альбоме, массовой
культуре и
честности.
Звуки.Ru: Сегодня на концерте очень мало людей, в какой-то момент в зале
народу было даже меньше, чем на сцене. Вам не обидно?
Юрий Высоков: Сегодня мы и не планировали много людей, вот Олег (Олег
Сурков - вокалист группы Палево, прим. ред.), допустим, вообще не
давал нигде никакой информации. Потому что это просто праздник.
Звуки.Ru: На вас вообще больше людей приходит? Я вот в прошлый раз на
вас ходил, там тоже в зале человек тридцать было. Вам большей отдачи не
хочется?
Ю.В.: Ну, во-первых, время нужно, а во-вторых, что Бога гневить.
Значит, пока столько положено. Потом, действительно, у нас многие вещи очень
камерные, для того, чтобы больше людей собирать, нужно действовать иначе.
Звуки.Ru: У вас скоро альбом выходит, когда, кстати? И когда
презентация будет?
Ю.В.: Выходит сейчас фактически. В Петербурге будет 20 июня презентация,
а в Москве 15, скорее всего, в "Доме". Вот 12 или 13 числа мы на завод
уже все отправим печатать. На дисках будет тысяча экземпляров, а на кассетах выйдет
эксклюзивный тираж пятьдесят экземпляров.
Звуки.Ru: Расскажите поподробнее про альбом.
Ю.В.: Кто-то может его сравнить с тем, что в большом количестве
издавалось разными группами в шестидесятые годы. Там есть длинные треки по
пять-шесть минут, где начитывается проза, есть какие-то откровенно
психоделические и авангардные вещи, но все они сделаны. То есть это был не
какой-то единичный джем. Записывали долго, записывали два года, записывали
наложением, чем, может быть, некоторая перегруженность этого альбом и будет
объясняться. Трудно, может быть, сейчас, после такого праздника, об этом
говорить, но темой альбома стала смерть, и разные взгляды на ситуацию смерти.
Из разных культур, разными людьми, в разных ситуациях. Есть там, допустим,
духовный старообрядческий стих, есть сорокакуплетная песня на испанском с
переводом, есть фрагмент из "Хазарского Словаря" Павича, есть
фрагмент из "Войны и Мира", есть стихотворение нашего друга поэта Тимура
Зульфикарова. То есть достаточно боевикового толка песни, быстрые, скорые,
сильные, которые сочетаются с более сложными для прослушивания вещами. Есть
дорожка такая, где под дикий барабанный гул в духе Sonic Youth идут
какие-то напевы от имени Акакия Акакиевича Башмачкина из "Шинели"
. Альбом мы записали на своей студии в Москве, а свели у группы Елочные
Игрушки в Ораниенбауме, под Питером. Альбом на двух дисках, мы еще во время
работы себе говорили, что сейчас так не дебютируют, что это такая агрессия на
мир. Но здесь в чем еще дело: это альбом наш, он во многом нас конституирует,
обозначает как творческих людей, как художников в абсолютном средневековом
смысле. Без той бесчисленной иронии и цинизма, которые навешиваются на
художника сейчас. У каждого автора и у каждой группы авторов есть какой-то свой
совершенный, сказочный, райский мир, в котором потрясающе хорошо. И вот на этих
двух дисках наш этот мир разложен. Причина, по которой появилось два диска, это
богатство этого мира, а не графомания, как кому-то может показаться. Может
быть, этот альбом более важен для нас самих, чем для тех, кто его услышит. Это
такой нахальный и агрессивный жест в отношении среды.
Звуки.Ru: Вот вы все время говорите "агрессивный". Но позиция группы
Общежитие довольно открытая, все эти призывы объединяться и прочее.
Вы же, в общем-то, открыты людям, но при этом вашу музыку трудно таковой
назвать. Она закрытая, труднодоступная, ее не так легко понять. Как это сочетается?
Ю.В.: Это значит - открыто, но приходят пускай те, кто хотят. У нас
вообще, достаточно, боевое мировоззрение. Мы не раз ловили себя на том, что
современность воспринимаем как войну. Я не знаю даже, сил света и сил тьмы.
Поэтому мы очень серьезно, очень осторожно себя ведем. Как сочетается
открытость и некоторая недоступность? Надо сказать, что многие не хотят
мобилизоваться таким образом. Плюс ко всему, у нас очень много вот этого рывка
к корням бытия, к архаике, к какому-то первозданному ужасу ночи - это тоже
многим оказывается не близко, ведь живем в городе, в многоэтажных домах, с
телевизором. Ждите от нас неожиданностей. Ведь кто такой концептуалист, кто
такой настоящий художник? Это такой человек, как Сергей Курехин, у
которого один альбом совершенно не слушабельный, другой зверски известный и
популярный, а третий вообще саундтрек к фильму. Наш первый шаг получился таким,
но он показывает нас только с какой-то одной стороны, дальше совсем что-то
другое будет. У нас материал на еще один альбом, в принципе, уже есть, вот мы
летом будем записывать, а осенью-зимой уже издавать.
Дмитрий Меркулов: Мы, как я это понимаю, выступаем за сотрудничество с
любыми людьми, которые понимают, что происходит. Вплоть до того, что, если бы
пришел наш друг Илья Зинин (группа Verba), он мог бы взять в руки
гитару и это было бы в тему.
При этом у нас есть электрический состав, достаточно стабильный, у которого
есть отрепетированные песни, грубо говоря. Сейчас мы играли в формате
открытой репетиции.
Звуки.Ru: Альбом вам сводили Елочные Игрушки - они с вами что-нибудь
сделали, они чувствуются на альбоме? И как вообще вы с ними сошлись?
Ю.В.: Да по ЖЖ познакомились. Зафрендил я Сашу Зайцева и он там
как-то пошел по
ссылкам, стал слушать. Закончилось тем, что ребята стали помогать сводить запись,
сказали, что все очень интересно, но банально не слышно и приходится в плеере
громкость на максимум выводить.
Д.М.: Ситуация была такая, что мы сначала вообще ничего не умели. Мы
очень свободно как-то экспериментировали, но в звуке ничего не понимали. Не
знали, как будет, если все это взять и свести, как все будет звучать. А они в
этом очень хорошо разбираются.
Ю.В.: Плюс ко всему они поняли наш замысел, задачу наших записей, и
достаточно быстро за пять дней мы все свели. В Петербурге один человек
смастерил и теперь все это в совершенно другом виде и качестве, чем, допустим,
сингл, существует.
Звуки.Ru: А как вы пишете песни? Все вместе это делаете, или по
отдельности? И что появляется сначала - текст или музыка?
Ю.В.: В разных ситуациях по-разному. С песнями, в основном, как-то
проще: я пишу текст, потом это все аранжируется на репетициях. Что-то гораздо
более спонтанно. В принципе, у нас нет людей в группе, которые бы сами по себе
не представляли силу и не могли что-нибудь предложить или сделать.
Звуки.Ru: Вы как-то ощущаете себя частью русской культуры?
Современной и вообще.
Ю.В.: С одной стороны мы, по крайней мере, я ощущаю себя последователем
радикальной русской музыки: проектов Вороновского (видная фигура
русского "метафизического эмбиента", прим. ред), Гражданской Обороны,
Аукцыона, Сергея Курехина, проектов Сергея Летова. Я достаточно
широкий спектр назвал, но вот эту традицию мы продолжаем. С другой стороны, я
вот недавно говорил, что жалко у нас нет такой организации, какая была при
режимах Гитлера и Муссолини, которая бы занималась изучением
древности, раскопками древностей. Это всего касалось: музыки, текстов, все
изыскивали. У меня сейчас колоссальный интерес к русской древности. Я вот
недавно познакомился, тоже в ситуации интервью, с таким известным нашим
музыкантом Сергеем Старостиным (видный джазовый и этнический
мультиинструменталист, прим. ред). На меня очень сильное впечатление произвело
общение с ним, тоже планами разными заразился. А с третьей стороны,
психоделическая традиция, которая тоже в России, по-моему, очень популярна и
превосходно живет. Потому что север, север, снег, звезды, и пространства
огромные, на которых на поезде едешь, которые сами по себе психоделические, это
тоже все наша такая низовая, опорная сфера. Плюс ко всему мы и
концептуалистским аппаратом владеем. Поэтому я думаю, что все у нас хорошо.
Звуки.Ru: Насколько честным должен
быть человек в музыке?
Д.М.: Это вопрос стремления. Если человек об этом в принципе думает и
к этому идет, то это уже во многом его оправдывает, в театре или в музыке, где
угодно; а вообще, конечно, надо, чтобы было как у Неумоева - "что не до смерти
- то ложь"
Ю.В.: Это два дня можно отвечать, потому что честность, это зависит от
того, какая у нас система ценностей. У меня, допустим, духовный ориентир -
русские старообрядцы. Чтобы соответствовать их честности: Поколение прошло
после Аввакума и уже непонятно, в чем выражать честность - снова себя сжечь?
Совершенно не понятно, что делать. Здесь можно сказать, что вообще все, что мы
делаем - тотальная слабость и вранье. Современный мир понятие истины под
страшное сомнение вообще поставил. Я, в принципе, за один и тот же концерт
успевал перечувствовать себя и коммунистом, и фашистом, и анархистом, и
демократом. Сейчас трагедия происходит. Трагедия в ситуации общества масс, и в
ситуации как власть разных государств мыслит современный мир. Надо сейчас, как
минимум, осознать это как трагедию, как страшную проблему. Мы пока, к
сожалению, никаких ответов не даем, но я за себя могу сказать, что я эту
трагедию чувствую очень хорошо. Вот в "Семнадцати мгновениях весны" есть
сцена, где бульдозер человеческие тела в котлован сбрасывает. По сути,
мировоззрение современных маркетологов и технологов это тот же самый бульдозер.
Звуки.Ru: А можно с массовым человеком что-то сделать? Как-то его
разбудить?
Ю.В.: Это нужен захват власти, нужны другие средства массовой информации
и коммуникации, чтобы с массовым человеком что-то сделать. Если мы ко всем на
улице будем подходить и просить их перестать быть массовыми людьми, мы сделать
ничего не сможем. Это массовое усилие нужно.
Д.М.: Вот у Джелло Биафры (Jello Biafra) была такая мысль:
"Don't hate the media. Become the media". Вот это вот "become the
media" как минимум очень трудно.
Ю.В.: Надо думать, надо выбирать, у нас сейчас воли никто не
прикладывает, чтобы как-то изменить обычное течение дел и какое-то сверхусилие
предпринять. Потому что и коммунизм, и любой какой-то более сильный строй, чем
сейчас, он усилий воли требует от простых людей, от власти. Сейчас не назрело
еще, к сожалению. Но мы сугубо в ожидании этого пребываем и только этим и
живем, на самом деле.
Источник: Звуки.Ру
Другие Музыкальные Новости:
|